Двигатель ВАЗ 2105: Порядок работы цилиндров и фазы газораспределения

Двигатель ВАЗ 2105, как и любой четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, работает по четкому циклу, обеспечивающему преобразование энергии топлива в механическую работу. Понимание этого порядка работы критически важно для диагностики неисправностей, проведения технического обслуживания и общей оценки состояния двигателя. Правильная последовательность работы цилиндров и фаз газораспределения гарантирует эффективное сгорание топлива и оптимальную мощность. В данной статье мы подробно рассмотрим каждый этап работы двигателя ВАЗ 2105, предоставив исчерпывающую информацию для автолюбителей и профессионалов.

Основные этапы работы двигателя ВАЗ 2105

Четырехтактный двигатель ВАЗ 2105 выполняет свою работу за четыре последовательных такта:

  1. Впуск: Поршень движется вниз, создавая разрежение в цилиндре. Впускной клапан открывается, и топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр.
  2. Сжатие: Поршень движется вверх, сжимая топливно-воздушную смесь. Оба клапана (впускной и выпускной) закрыты.
  3. Рабочий ход (Сгорание): В момент максимального сжатия свеча зажигания дает искру, воспламеняя топливно-воздушную смесь. Образовавшиеся газы толкают поршень вниз, совершая полезную работу.
  4. Выпуск: Поршень движется вверх, выпускной клапан открывается, и отработанные газы выталкиваются из цилиндра.

Порядок работы цилиндров

В двигателе ВАЗ 2105, как и в большинстве рядных четырехцилиндровых двигателей, используется определенный порядок работы цилиндров, который обеспечивает более равномерную нагрузку на коленчатый вал и снижает вибрации.

Порядок работы цилиндров ВАЗ 2105: 1-3-4-2

Что означает порядок работы 1-3-4-2?

Это означает, что сначала рабочий ход совершает первый цилиндр, затем третий, затем четвертый и, наконец, второй. После этого цикл повторяется.

Фазы газораспределения

Правильная работа клапанов (впускного и выпускного) обеспечивается механизмом газораспределения. Фазы газораспределения определяют моменты открытия и закрытия клапанов относительно положения коленчатого вала.

  • Угол опережения открытия впускного клапана (УОВВ): Впускной клапан открывается немного раньше, чем поршень начнет движение вниз в такте впуска.
  • Угол запаздывания закрытия впускного клапана (УЗЗВ): Впускной клапан закрывается немного позже, чем поршень достигнет нижней мертвой точки в такте впуска.
  • Угол опережения открытия выпускного клапана (УОВВ): Выпускной клапан открывается немного раньше, чем поршень начнет движение вверх в такте выпуска.
  • Угол запаздывания закрытия выпускного клапана (УЗЗВ): Выпускной клапан закрывается немного позже, чем поршень достигнет верхней мертвой точки в такте выпуска.

Сравнительная таблица: Двухтактный и Четырехтактный двигатели

Характеристика Двухтактный двигатель Четырехтактный двигатель
Количество тактов за цикл 2 4
Наличие клапанов Обычно нет Есть
Сложность конструкции Проще Сложнее
Экономичность Менее экономичный Более экономичный
Экологичность Менее экологичный Более экологичный

FAQ

Почему важен правильный порядок работы цилиндров?

Правильный порядок работы цилиндров обеспечивает равномерную нагрузку на коленчатый вал, снижает вибрации и повышает эффективность работы двигателя.

Что будет, если нарушен порядок работы цилиндров?

Нарушение порядка работы цилиндров приведет к неравномерной работе двигателя, потере мощности, повышенной вибрации и возможному повреждению деталей.

Как проверить порядок работы цилиндров?

Проверить порядок работы цилиндров можно с помощью стробоскопа или путем проверки последовательности искрообразования на свечах зажигания.

Диагностика неисправностей, связанных с порядком работы двигателя

В случае возникновения проблем с двигателем ВАЗ 2105, связанных с нарушением порядка работы, возникает ли вопрос, как правильно диагностировать причину неисправности? Какие основные признаки указывают на то, что порядок работы цилиндров нарушен? Стоит ли обращать внимание на необычные звуки, вибрации или потерю мощности? Как проверить состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов? Может ли неправильная регулировка клапанов повлиять на порядок работы двигателя? Нужно ли проверять компрессию в каждом цилиндре для выявления проблем?

Регулировка и ремонт механизма газораспределения

Возникает ли необходимость регулировки клапанов в процессе эксплуатации двигателя ВАЗ 2105? Какие инструменты необходимы для проведения этой процедуры? Нужно ли соблюдать определенные зазоры между клапанами и коромыслами? Может ли износ деталей механизма газораспределения привести к нарушению фаз газораспределения и, как следствие, к неправильной работе двигателя? Стоит ли проверять состояние распределительного вала и шестерен при проведении технического обслуживания?

Влияние системы зажигания на порядок работы двигателя

Какую роль играет система зажигания в обеспечении правильной работы двигателя ВАЗ 2105? Может ли неисправность катушки зажигания или коммутатора повлиять на порядок искрообразования в цилиндрах? Как проверить работу датчика Холла или индуктивного датчика положения коленчатого вала? Нужно ли регулярно менять свечи зажигания и высоковольтные провода? Может ли неправильный угол опережения зажигания сказаться на мощности и эффективности двигателя?

Топливная система и ее влияние на работу двигателя

Влияет ли состояние топливной системы на порядок работы цилиндров? Может ли засорение топливного фильтра или форсунок привести к неравномерной подаче топлива в цилиндры? Как проверить давление топлива в системе? Нужно ли регулярно чистить или менять топливные форсунки? Может ли неисправность карбюратора или инжектора привести к проблемам с работой двигателя?